МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

АДДЗЕЛА ПА АДУКАЦЫІ ЧЭРЫКАЎСКАГА РАЙВЫКАНКАМА

ДЗЯРЖАЎНАЯ ЎСТАНОВА АДУКАЦЫІ "ДЗIЦЯЧЫ-САД №3 Г. ЧЭРЫКАВА"

 

 

 

статыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

адмін сайта

 

 


«ПРИЧИНЫ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА: ПУТИ ПОМОЩИ»

К нежелательному поведению относятся такие виды поведения, которые затрудняют общение и обучение ребенка, представляют опасность для ребенка и окружающих, затрудняют социализацию ребенка.

Наиболее распространенные виды нежелательного поведения:

•   агрессия, аутоагрессия;

•   неадекватные крик, плач, смех, отсутствие реакции на обращение;

•   негативизм;

•   аффективные вспышки;

•   стереотипии (аутостимуляции).

Агрессия проявляется в том, что ребенок бьет других людей (руками, ногами, головой и т.п.); кусает других людей или предметы; бросает предметы в других; щипается; вцепляется в волосы, одежду, руки; царапает; плюется; ругается (вербальная агрессия). Возможны и другие проявления агрессии.

Аутоагрессия выражается в том, что ребенок бьет себя (чаще всего по голове или по подбородку), бьет себя другими предметами; бьется о предметы (стены, поверхность стола и т.п.) или о других людей (о плечи, руки, голову); щипает, царапает, кусает себя и т.д.

Чаще всего отрицательными последствиями такого поведения для самого ребенка являются его изоляция от общения с людьми, закрепление агрессивного поведения в качестве реакции на различные воздействия извне или на собственное внутреннее состояние.

Неадекватные крик, плач и смех. Этот термин используется для поведения, которое:

1) не соответствует социальной ситуации;

2) не соответствует возрасту ребенка.

Например, крик для новорожденного младенца является адекватным поведением, так как для него это один из способов сигнализировать о своем состоянии. Но для пятилетнего неговорящего ребенка крик может являться единственным способом выразить желания и потребности. Следовательно, с этой позиции в некоторых случаях крик может рассматриваться как адекватное поведение ребенка. В то же время, социальная неадекватность поведения может быть значимым фактором для семьи ребенка. Если он часто кричит, плачет или громко смеется, в том числе, и в общественных местах, это трудно выносить и родителям, и другим людям. Подобное поведение вызывает эмоциональный отклик в каждом человеке, причем у некоторых родителей возникают раздражение, тревога, страх осуждения со стороны окружающих.

Негативизм и аффективные вспышки могут рассматриваться как сочетания различных видов поведения, возникающие в определенных ситуациях. Негативизм в широком смысле – это отказ от участия в какой-либо деятельности. Он может возникать в ответ на требование или просьбу со стороны взрослого, проявляться в форме отказа от выполнения задания или от участия в игре и т.п. Виды поведения, сопровождающие негативизм, могут быть различными: агрессия, крик, физическое сопротивление.

Нежелательное поведение всегда имеет цель:

1. Избегание неприятного. Проблемы поведения у детей наиболее часто служат для достижения именно этой цели. Мы видим, что такие виды поведения, как крик, аутоагрессия возникают в ответ на неприятные ребенку ситуации. Чаще всего встречаются следующие ситуации:

•   нарушение привычного стереотипа;

•   непонимание происходящего;

•   общение в форме, некомфортной для ребенка;

•   непривлекательные для него занятия;

•   сверхсильные сенсорные стимулы;        

•   внутренний дискомфорт.

Проблемы поведения часто возникают при попытке целенаправленного обучения ребенка с аутизмом: он стремится уйти от травмирующей, ограничивающей его свободу ситуации.

2. Получение желаемого. Дети достаточно часто при помощи проблемного поведения стремятся получить что-либо им необходимое (предмет, желаемое действие).

3. Привлечение внимания. Ребенок может демонстрировать то или иное поведение, чтобы получить социальное внимание или любую реакцию от других людей. Например, поведение ребенка может проявляться, чтобы заставить взрослых посмотреть на него, поиграть с ним, обнять его или отругать его.

Может показаться странным, что кто-то демонстрирует поведение для того, чтобы его отругали, но это вполне возможно, потому что для ребенка «плохое» внимание лучше, чем полное отсутствие внимания.

Ребенок ищет внимания со стороны другого человека. Как это не кажется, на первый взгляд, удивительным, но у детей проблемное поведение достаточно часто является средством получения внимания со стороны взрослого. Если провести наблюдение за поведением взрослых, то выяснится, что больше всего внимания ребенку уделяется в моменты, когда имеет место проблемное поведение.

 

Рекомендации по нейтрализации агрессивных проявлений у детей с особенностями психофизического развития.

Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения существует достаточно широкий спектр возможностей. В ряде случаев для эффективного гашения агрессии требуется срочное вмешательство.

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.

 В тех случаях, когда агрессия ребенка не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии;

  • простое игнорирование реакций ребенка;
  • переключение внимания или предложение какого-либо задания;
  • позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что ты устал».

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое. Игнорирование является мощным способом гашения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.

Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Взрослые склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. При этом и окружающие начинают ожидать от ребенка агрессивного поведения, тем самым, провоцируя его.

В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным ребенком обратной связи. Для этого чаще всего используются следующие приемы:

  1. констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;
  2. раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть?»;
  3. апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Ребенок должен услышать от нас, что мы не против него, а только против конкретного проступка.

Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции.

Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний.

Родителям и педагогам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивным ребенком.

Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:

  • не подкрепляет агрессивное поведение;
  • демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
  • сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией, – снизить напряжение ситуации.

Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя:

  • повышение голоса, изменение тона;
  • демонстрация власти: «Будет так, как я скажу»;
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • сарказм, насмешки;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему;
  • настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди;
  • угрозы или наказания;
  • передразнивание;
  • сравнение ребенка с другими детьми;
  • подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама его причина.

Правило 5. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» — это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному.

 

Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приемы:

  • выдерживание паузы;
  • тайм-аут – предоставление возможности ребенку успокоиться наедине;
  • использование юмора;
  • переключение внимание;
  • включённое слушание;
  • напоминание о поощрении;
  • расслабление.

Главное условие — искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.

С учетом перечисленных факторов можно выбрать наиболее подходящую тактику нейтрализации агрессивного поведения.

 


                               

 

тэлефон, электронная пошта, рэгістрацыйнае пасведчанне

 

Самоучка: школьник, родители которого не делают за него уроки.(Сенека)