МІНІСТЭРСТВА АДУКАЦЫІ РЭСПУБЛІКІ БЕЛАРУСЬ

АДДЗЕЛА ПА АДУКАЦЫІ ЧЭРЫКАЎСКАГА РАЙВЫКАНКАМА

ДЗЯРЖАЎНАЯ ЎСТАНОВА АДУКАЦЫІ "ДЗIЦЯЧЫ-САД №3 Г. ЧЭРЫКАВА"

 

 

 

статыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

адмін сайта

 

 


«Формирование основ безопасности жизнедеятельности

у детей дошкольного возраста»

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

         Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

     Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

     Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в УДО ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Формы организации образовательно - воспитательного процесса:

·  занятия;

·  заучивание стихотворений;

·  сбор фотоматериалов;

·   игры – занятия;

·  заучивание правил безопасного поведения;

·  беседы;

·  дидактические игры;

·  подвижные игры ;

·  чтение художественной литературы;

·  рассматривание иллюстраций по теме;

·  наблюдения;

·  экскурсии;

·  театрализованные представления;

·  сюжетно – ролевые игры;

·  игры - тренинги;

·  просмотр мультфильмов;

·  трудовая деятельность;

·  продуктивная деятельность;

·  отгадывание загадок;

·  развлечения;

·  досуги;

·  обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

·  встреча с интересными людьми;

·  участие в различных конкурсах;

·  личный пример взрослых.

    Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

    Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

    Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

    Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

     Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

  В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала. 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах ЗОЖ:

- Живите в определенном режиме труда, отдыха, питания;

- начинайте день с утренней зарядки (не менее 30 мин);

- бросьте курить, объясняя своим детям, что это вредная привычка;

- оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководством, неудачами и плохим самочувствием:- не становитесь рабами телевидения, особенно в выходные дни, найдите время для общения с природой; - имейте сильную волю, чтобы приобрести сильные привычки.

2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым, то придерживайтесь правил:

- никогда не лишайте своих детей участия в семейных трудовых делах;

- никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого;

- никогда не выносите сор из избы;

- никогда не делите труд в семье на мужской и женский.

3. Если вы желаете видеть своих детей способными создать крепкую семью, то:

- будьте выдержанными и спокойными в кругу своей семьи:

- уделяйте своим детям максимум внимания в свободное время, интересуйтесь их делами, сопереживайте им;

- с уважением относитесь к мужу (жене), возвышайте культ женщины - матери, мужчины - отца.

4. Если вы хотите видеть своих детей незакомплексованными в общении, культурными, то:

- относитесь со всей серьезностью к работе школьных педагогов, не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;

- очень хорошо, если у вашего ребенка есть свое хобби;

- не жалейте времени и средств для культурного совместного отдыха;

- находите время читать сами и приобщайте детей к миру литературы.

5. Если вы не хотите видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, то:

- не разрешайте себе заниматься в присутствии детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей;

- к учителю могут быть претензии, но с ними надо идти прямо к нему.

6. Вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, готовым поддержать вас - вам нужно самим уделять максимум внимания своим родителям.

 

 

Памятка для воспитателей

            по работе с вновь прибывшим ребенком

  1. Установить с ребёнком такие отношения, чтобы  воспитатель стал для него близким человеком

Показатели успеха:

*ребенок охотно идет от матери к воспитателю, улыбается и радуется, когда видит воспитателя

*успокаивается от общения с воспитателем:
*обращается за помощью к воспитателю.

  1. Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней

Показатели успеха:

*ребенок знает расположение и назначение комнат

*знает, где находятся предметы его личного пользования - кровать, полотенце, верхняя одежда

  1. Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни

Показатели успеха:

*ребенок легко сохраняет хорошее настроение во время бодрствования

  1.    Помочь  ребенку  установить   правильные взаимоотношения   сосверстниками

Показатели успеха:

*ребенок охотно играет с детьми

*спокойно относится к тому, что во время режимных моментов его обслуживают не первым

*ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

СОВЕТЫ ПО АДАПТАЦИИ:

1. Узнать у заведующего данные о детях.

2. Посетить   на дому ребенка.   Познакомиться     с  домашней обстановкой, попытаться расположить к себе ребенка.

3. Узнать об особенностях поведения ребенка, о его привычках. Учитывать это, когда ребенок поступит в учреждение дошкольное образование.

4. Если у ребенка есть вредные привычки, то в период адаптации от них отучать ребенка не надо (не отрывать от соски, покачивать).

5. Искать индивидуальный подход к каждому ребенку.

6. Правильно осуществлять  прием  детей.

7. Искать контакт в работе с родителями. Это поможет облегчить период адаптации малышей.

8. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка насильно!

9. В период адаптации всякие медицинские прививки, процедуры отменяются.

10. Ласково и приветливо встречать каждого ребенка. Создать оптимальные условия для пребывания ребенка в группе, продумать подбор игрового материала.

11. Тщательно продумать советы и рекомендации по уходу и воспитанию ребенка дома, с целью единства требований по воспитанию.

12. Такт и внимание - основа взаимного доверия

Тема: «Здоровье сберегающие технологии, используемые педагогами при организации специально организованной деятельности»

     Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка.

     Поэтому, в работе с детьми необходимо применять здоровьесберегающие технологии. А это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.

     Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте необходимо применять следующие методы и приёмы:

-Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

-Технологии обучения здоровому образу жизни;

-Коррекционные технологии.

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

     С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в учреждении проводятся динамические паузы - это физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Систематическое использование динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

     Ежедневно включать подвижные и спортивные игры, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности, что способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.

     В различных формах физкультурно-оздоровительной работы необходимо использовать тренажёры.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

     С целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья необходимо проводить массаж  и самомассаж (сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы).

     Ежедневно с детьми необходимо выполнять утреннею гимнастику; упражнения на коррекцию плоскостопия, формирования правильной осанки; оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

     Необходимо проводить  игровые занятия по теме: «Здоровье», где у воспитанников формируются представления о здоровом образе жизни. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.                                                    

     По технологии обучения здоровому образу жизни используются так же и следующие формы, как: физкультурные занятия (регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета); спортивные развлечения, досуги, праздники; день здоровья;

3.Коррекционные технологии

     Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

     «Музыкотерапия» применяется для укрепления здоровья детей. Мелодии можно использовать на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время игровой деятельности. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используются различные фонограммы.

     Релаксация - это один из приёмов музыкотерапии, используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя детей. Используется в конце занятий.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.

     Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой, имеет психологический терапевтический и развивающий эффект. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

     На занятиях по сказкотерапии ребята учатся словесные образы. Вспоминают старые и  придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

     Коррекция  поведения  реализуется через сюжетно-ролевые игры.    Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

     Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления  детей в группе должен быть  оборудован «Уголок здоровья».

     Ароматерапия - (положительно воздействует на нервную систему и головной мозг). Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. 

     Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня совместными усилиями всех педагогов и специалистов учреждения дошкольного образования.

     Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у воспитанника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценно развитие.

 


                               

 

тэлефон, электронная пошта, рэгістрацыйнае пасведчанне

 

Приходите на экзамены со свежей головой: во многом придется разбираться впервые. (Уитни Браун)