РусскийБеларускi

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ЧЕРИКОВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ДЕТСКИЙ САД №3 Г.ЧЕРИКОВА"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Администратор сайта

 

 


 

12.01.2021

Роль сказки в развитии связной речи дошкольника

Роль сказки в развитии связной речи дошкольника

        

Ребёнку речь помогает не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. А владение речью – это способ познания действительности.

Кому не известно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспевающими по разным предметам. А между тем хорошо сформированная связная речь – это успех обучения в школе, успех развития ребёнка.

В возрасте 5- 6 лет речь детей должна быть сформирована полностью. Они должны не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.

Детей с самого раннего детства привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая.

Но не у всех детей к определённому возрасту достигается соответствующий уровень развития речи. И вот здесь одну из главных ролей могут сыграть сказки. Мир сказок удивителен и уникален. В этом мире уживаются добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения, даёт первое представление о времени и пространстве, о связи человека с предметным миром.

Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь живыми образными выражениями.

Сказка - лож оказывается самой настоящей правдой. Она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, призирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни.

Из сказки ребёнок узнает много новых слов, образных выражений. Его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Сказка помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, использую сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Вот почему в работе с детьми необходимо большое внимание уделять знакомству со сказкой. Но знакомя детей со сказкой, нужно понимать, что дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Перед взрослыми всегда стоит задача – каждую сказку донести до детей, как произведение искусства, раскрыть её замысел, заразить эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам. Что бы справиться с этой задачей используются все средства выразительного чтения: логическое ударение, темп речи, силу голоса - повышая или понижая его.

По окончанию чтения необходимо задать детям разнообразные по направленности вопросы. Это помогает детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею произведения.

Отвечая на поставленные вопросы, дети учатся правильно строить предложения, чётко проговаривать звуки, и что не мало важно, выслушивать ответы сверстников, оценивать их, высказывать своё мнение.

Повторное чтение отрывков по желанию детей, способствует восприятию художественного достоинства сказки. Дети замечают сравнения, эпитеты, другие средства выразительности.

Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации. Рисунки художников – иллюстраторов помогают им понять поучительный смысл сказки. После просмотра иллюстраций можно предложить им самим вообразить себя художниками – иллюстраторами, подумать какие картинки хотели бы нарисовать они. Например, в нашей группе по своему воображению дети создавали образы сказочных птиц, домики трёх поросят, создавали свои иллюстрации к сказкам «Лиса и заяц», «Рукавичка» и другие.

Вся проделанная работа с детьми позволяет перейти к драматизации сказок, или их отдельных эпизодов.

Драматизация – это в первую очередь активизация всего словарного запаса, т. е. использование всех слов и выражений с которыми познакомила сказка. Изображая героев сказки, подражая их голосу, дети стараются чётко проговаривать звуки, с помощью позы, мимики, жестов, движений, показать характер героев сказки их намерения.

Всё это способствует не только речевому развитию детей, а также развивает творчество, воспитывает активность, целеустремлённость, самостоятельность.

 

 


                             

 

телефон 802243-71469, электронная почта du3@cherikov.edu.by

Регистрационное свидетельство № 7141814303 от 05.02.2018г.

 

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)